Профессиональная ориентация — это комплекс различных процессов, от образования и тестирований до стажировок и общения с профессионалами, которые помогают человеку определиться с выбором сферы своей карьеры в будущем.
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
- Профессиональная консультация.
- Профессиональный отбор (подбор).
- Социально-профессиональная адаптация.
Основные задачи профориентационной работы в школе:
- формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
- активизация проблемы выбора профессии;
- выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
- уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
- расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
- информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.